ГлавнаяНовости антиквариатаСамарские реконструкторы сделали уникальную коллекцию предметов каменного и бронзового веков
21.05.2012 11:14

Самарские реконструкторы сделали уникальную коллекцию предметов каменного и бронзового веков

Практически два месяца создатели коллекции делали 286 реплик старых предметов для Тверского объединенного краеведческого музея. Кандидат исторических наук директор ООО НПЦ «Бифас» Игорь Горащук предоставил возможность ознакомиться с не имеющей аналогов в Рф коллекцией до того, как она была выслана в Тверь. В этом городке коллекцию будут использовать для знакомства слепых малышей с старой историей. Игорь Горащук больше 20 лет занимается восстановлением старых технологий производства орудий из камня и кости. Экспертов такового рода в Рф всего несколько.

И конкретно на Горащука пал выбор, когда Тверскому объединенному краеведческому музею пригодилась коллекция орудий для работы со слепыми детками. Её создание финансировалось по президентской программке. Русские музеи изредка имеют возможность предоставить особые услуги для слепых гостей, чтоб те могли знакомиться с экспонатами, ощупывая их. В особенности проблематично такое знакомство для детей-инвалидов, поэтому как больше шансов, что мелкие гости могут разрушить экспонаты. Орудия каменного века хранятся в особенности заботливо и тактильный контакт с ними могут допустить только мастера в особых критериях.

Тем выше ценность изготовленной в Самаре коллекции, благодаря которой слепые, ну и просто гости сумеют подержать в руках четкие копии предметов родом из дальнего прошедшего. Игорь Горащук указывает орудия с древесными ручками с навершиями в виде голов различных животных. «В заказе этого не предполагалось, но так как коллекция делалась для малышей, я решил издержать больше сил, чтоб им было любопытно с ней знакомиться. Тем паче что такие ручки, вероятнее всего, имели реальные прототипы», - гласит Горащук. Над коллекцией работал целый коллектив самарцев. Луки делал управляющий клуба исторического моделирования «Достояние» Илья Михайленко, работать с костью и камнем помогал Горащуку Алексей Денисов, Сергей Козин плел рыболовные сети, а над глиняными сосудами потрудились участники творческого объединения «Мир мастеров».

Один из создателей глиняной части коллекции Максим Борисов акцентирует внимание на том, что неважно какая наука теряет смысл, если замыкается внутри себя и не занимается популяризацией скопленных ею познаний. А изготовленные в Самаре предметы – это та популяризация, которая затрагивает к тому же тех, до кого она обычно никогда не доходит – слепых малышей. С помощью пальцев, наощупь, они будут постигать древнейшую историю населения земли. Всего в коллекции 32 типа предметов. Фактически все виды инструментария, которым воспользовалось население земли в самый долгий период собственной истории. Начиная с мощных неандертальских рубил, заканчивая роскошными шлифованными топорами балановской археологической культуры.

Кремень для каменных орудий брался местный. Его собирали на берегу Волги недалеко от Постникова оврага, где археологи отыскали одну из самых старых стоянок человека на местности Среднего Поволжья. Обрабатывались же камень и кость как с помощью старых технологий, так и современными способами. К примеру, болгаркой. «Такие способы – необходимость. Жесткие сроки сдачи коллекции вынуждали работать на итог, а не заниматься реконструкцией старой технологии производства», - гласит Горащук. К примеру, шлифованные топоры в древности делались годами.

Вероятнее всего, заготовка привязывалась к ноге, а человек тер ее долгое время о каменную плиту. Макеты же у каждой вещи были полностью определенные. Они найдены археологами во время раскопок на местности Северной Европы от Дании до Поволжья. А некие луки имеют даже сибирские макеты. 286 реплик, непременно, будут увлекательны не только лишь слепым детям, но даже видавшим виды археологам.

По ним можно учить динамику развития промышленности. К примеру, Игорь Горащук ведает, что достаточно роскошные кремневые пластинки, которые приходят в среднем каменном веке на замену мощным палеолитическим рубилам, по сути, достаточно непрактичны. «Это что-то вроде подобий современных пластмассовых ножей. Таким можно было работать всего несколько 10-ов минут до того, как он придет в негодность», - гласит ученый.

И смысл у этого орудия, как и у пластмассового ножика. Таковой предмет легче брать с собой в путь. В мезолите вышло изменение климата, и людям пришлось скитаться, следуя за стадами животных, уходя от мест, богатых главным сырьем для орудий, другими словами кремнем. Потому возникновение таких маленьких орудий было тогда необходимостью. Когда же появилось производящее хозяйство и люди смогли возвратиться к оседлому стилю жизни, мощные каменные орудия опять возвратились в обиход. Но на короткий срок. Только до того, как на замену им пришли медь и бронза.

На этой неделе не имеющая аналогов в Рф коллекция отправится в Тверь. А нам остается возлагать, что и в Самаре когда-нибудь появится что-то схожее и настолько же масштабное. Ведь создатели коллекции – самарцы. СПРАВКА Каменный век – самый долгий период в истории населения земли. Человек разумный появились примерно 100 тыщ годов назад. И только примерно 5 тыщ годов назад в Европе различные виды камня закончили быть главным материалом для орудий, вместе с костью и деревом. К тому же история даже знает некие страны, которые не использовали металл для производства орудий труда.

К примеру, древнейшие страны южноамериканского материка, сделанные такими народами, как майя, ацтеки и инки. Невзирая на кажущуюся архаичность технологии, многие каменные орудия были достаточно действенными. К примеру, археологи-реконструкторы экспериментально обосновали, что для того, чтоб срубить каменным топором дерево, необходимо затратить ненамного больше усилий, чем пользуясь современным стальным аналогом этого предмета. Металл пришел на замену камню равномерно. Вначале он употреблялся для производства украшений. В современном мире металл и камень поменялись местами. Сейчас этот материал употребляется для производства предметов только ювелирами.

Дополнительные новости

Смотрите на ТВ Культура: Открытое письмо. "Театр и кино на открытках Серебряного века"

Документальный сериал (Наша родина, 2008 - 2011). Режиссер Полина Тимофеева. Создатель Анна Ларина. Шеф-редактор Татьяна Власихина. Операторы Владимир...

Главный редактор журнальчика «Антиквар» поведала о том, можно ли сделать самоокупаемым спец журнальчик

Оказалось, что можно. Как? Справка «Телекритики» Цветной иллюстрированный ежемесячник «Антиквар» издается с октября 2006 года, посвящен антикварной те...

Библиотеки Ватикана и Оксфорда оцифруют древнейшие рукописи

Ватиканская апостольская библиотека и Бодлианська библиотека Оксфордского института объявили о совместном проекте по оцифровке старых текстов. Это поз...

Краеведческий музей в Крыму может утратить 15-тысячную коллекцию экспонатов

В городке Красноперекопск выручают историю родного края. Единственный в Северном Крыму краеведческий музей может утратить 15-тысячную коллекцию экспон...