ГлавнаяНовости антиквариатаОбречённые на барочность
22.01.2013 01:59

Обречённые на барочность

Наших искусствоведов давно занимает пробле- ма сквозной традиции барокко в украинской худо- жественной культуре XVII — ХХ вв. Ещё в 1996 г. в Национальном художественном музее состоялась конференция «От барокко до барокко», участники которой проанализировали необарочные тенден- ции в творчестве шестидесятников Ю. Луцкевича и Н. Стороженко, художников «украинской новой волны» и нефигуративной живописи 1990‑х.

И вот спустя полтора десятилетия НХМУ пред- принял попытку визуализации такого рода теоре- тических построений и эмпирических наблюдений в рамках выставочного проекта «Миф „Украинское барокко“» (кураторы Галина Скляренко и Оксана Баршинова).

По мнению авторов концепции выставки, «…барокко определило едва ли не главные архетипы украинской культуры, повлияло на мировоззрение… отзываясь в произведениях модернистов и авангар- дистов, в парадоксах социалистического реализма, с его выдуманностью и пафосом, в „поисках живопис- ности“, определившей едва ли не главную направ- ленность украинской живописи ХХ века, а вместе с тем — и их ироническое переосмысление в работах „новой волны“. Барочные ирония и драматизм, тяготе- ние к театрализации и декоративности оказываются созвучными и современному „обществу спектакля“, с его пиар-технологиями и манипуляциями массо- вым сознанием».

Всё это так, но в концепции, очевидно, следова- ло бы более тщательным образом отрефлексировать различность и множественность рецепций барокко, скажем, у мирискусника Нарбута (сознательная ре- троспективистская стилизация), модернистов Экстер или Богомазова (общий интерес к проблеме движе- ния в живописи), соцреалиста Хмелько (проблема построения многофигурных композиций), семидесят- ников Токарева и Гордийчука (поиск изобразитель- ного эквивалента для иллюстрирования украинской барочной поэзии).

В конце концов, нерешённость (или частичная решённость) этой задачи обернулась общей невразу- мительностью в построении экспозиции. От хроноло- гического принципа кураторы отказались (отчаянное по музейным меркам хулиганство!), группировка ма- териала по типам рецепции, общности художествен- ной либо идеологической проблематики соблюдается (или чётко прочитывается) далеко не всюду. Напри- мер, в первом зале представлена книжная иллюстра- ция конца XX в., где пластика барокко использована скорее как технический приём. Далее начинается коллаж из произведений, авторов, эпох, тем и мо- тивов: Нарбут соседствует с Соломко и Костырко, небольшая икона Богородицы изобретательно об- рамлена гигантскими «ризами» работы А. Твердого, «Евангелист Матфей» XVIII в. вдохновенно застыл рядом с задницей натурщика на фото С. Солонского. Конечно, попадаются и довольно удачно организо- ванные уголки или даже стенки, где кураторская мысль угадывается с лёту. Так, стоя у многофигурной компо- зиции Ф. Гуменюка «Избрание гетмана Полуботка» и обора- чиваясь назад, через анфила- ду залов вы видите огромное полотно «За великий русский народ!» М. Хмелько. Разные исторические периоды, разные композиционные и пластиче- ские приёмы, разные идеоло- гические установки и общая «барочная» патетика.

В духе эмблематических ти- тулов барочных панегириков решена стенка с абстракциями Т. Сильваши, словно бы флан- кирующими полотно из серии «Левитация» В. Сидоренко (согласятся ли с такой симво- лической расстановкой сами мэтры?). В углах же скромно ютятся деревянные скульптуры евангелистов.

Украинское барокко, в от- личие от европейского, разви- валось в рамках средневеко- вой художественной системы, как бы высвобождаясь из её формальных ограничений, и не знало пластических и компози- ционных открытий, подобных Караваджо или Тьеполо. Воз- можно и поэтому те немногие, попавшие в экспозицию про- изведения художников XVII– XVIII вв., выглядят менее ба- рочными, чем работы наших современников. К тому же, наиболее знаковые для украин- ского барокко вещи оставлены в постоянной экспозиции музея на первом этаже.

Но в целом проект со столь явно выраженной интерпре- тационной составляющей, конечно же, выглядит пред- почтительнее, чем унылые, приуроченные к юбилеям «пер- соналки». Если не в научном, то хотя бы в зрелищном отноше- нии. А это немаловажно, учи- тывая, что в июне в Киев съе- дется чуть ли не пол-Европы. Авось, в таком калейдоскопе история украинского искус- ства будет восприниматься ими повеселее.

Дополнительные новости

XIV Интернациональная встреча коллекционеров пивной атрибутики

В прошедшие выходные в Москве прошла XIV Интернациональная встреча коллекционеров пивной атрибутики. Подобные встречи людей любящих пиво и увлечённых ...

Главный редактор журнальчика «Антиквар» поведала о том, можно ли сделать самоокупаемым спец журнальчик

Оказалось, что можно. Как? Справка «Телекритики» Цветной иллюстрированный ежемесячник «Антиквар» издается с октября 2006 года, посвящен антикварной те...

Выставка произведений японской живописи-какэмоно в Соколе

В музее изобразительных искусств началась выставка произведений японской живописи-какэмоно. Это одно из древних направлений японского искусства. Схожа...

Желаете приобрести «капли» метеоритного дождика?

Эталоны метеоритного дождика, выпавшего в пустыне Марокко в июле 2011 года, после проведенной экспертизы резко подпрыгнули в стоимости. Когда выяснило...